Пути выхода из теневой экономики
Бюрократический метод изначально ориентирован на конфликт с клиентом и может нести юридические риски. Поэтому применять его в массовом порядке проблематично. Кроме того, неотрегулированная под эти цели банковская система предоставляет достаточно много бесплатных и безрисковых способов легализации денежных средств.
Тарифы заградительного характера могут быть обойдены классическими методами легализации и вероятнее всего ущемят интересы добропорядочных клиентов. Использование возможностей тарифной политики в краткосрочной перспективе позволит снизить привлекательность конкретного банка для обналичивания денежных средств за счет того, что остаются другие банки, тарифная политика которых позволяет их использовать для этих целей. Дешевые деньги побуждают к перетеканию таких клиентов в эти банки. Известно, что при разработке схемы обналичивания денег для ее организаторов важны скорость цикла оборота схемы, ее мощность или пропускная способность и себестоимость оборота схемы. Если хоть один параметр не удовлетворяет требованиям организаторов, то обналичивающие схемы стараются перевести в более комфортные условия
Однако массовое введение этих инструментов, ориентированных, по сути, не на предупреждение, а на ограничение уже проводимых сомнительных операций, приведет к повышению комиссии, что сделает этот бизнес еще более привлекательным. В рыночных условиях при наличии спроса всегда поступит предложение. Как следствие, эта комиссия будет заложена в себестоимость продукции производственного сектора теневой экономики. Таким образом, как обычно, все заплатит конечный потребитель.
Все сказанное привело к тому, что у банков возникла насущная потребность в построении действенных и эффективных систем внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, при построении которых необходимо учитывать следующее:
качественная реализация системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ возможна только при вовлечении в процесс всех сотрудников банка (в рамках компетенции), а базисом для построения такой системы должна стать комплексная автоматизация.
На законодательном уровне для организации эффективной работы по противодействию легализации в первую очередь необходимо:
наделить банки инструментами борьбы с организаторами теневых схем. В частности, дать им право отказывать в открытии счета и проведении операции, расторгать договоры банковского обслуживания при наличии обоснованного подозрения в легализации денежных средств или финансировании терроризма;
изменить позицию контролирующих органов по отношению к формальной стороне исполнения закона, т.е. смягчить наказание для банков за технические ошибки.
В России существуют следующие службы и организации по борьбе с теневой экономикой:
Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Росфинмониторинг создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.03.2004.
У Росфинмониторинга существует соглашение с Центробанком о предоставлении информации. Согласно Федеральному закону информацию также обязаны предоставлять все коммерческие, кредитные и некредитные учреждения, включая казино и почтовые службы. Информация предоставляется в соответствии с существующей системой критериев. Таких критериев около 30. В частности, это - операции, связанные с наличным обращением; операции, связанные с юридическими лицами, чей характер сделок запутан и т.д. Все эти сведения анализируются и расследуются. Если есть достаточные основания полагать, что эти сообщения могут быть связаны с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма, то только в этом случае направляются материалы расследований в правоохранительные органы по принадлежности. Правоохранительные органы по исходным материалам проводят целый комплекс мероприятий, потом передают дела в суды, и суды принимают решения. За 5 лет работы Росфинмониторинга совместно с правоохранительными органами определены типологии, которые могут использоваться по отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, что существенно облегчает расследование этих дел.
В 2002г. Россия вступила в группу «Эгмонт», в которую входит 101 государство, имеющие органы, подобные Росфинмониторингу. Работа ведется на постоянной основе. Существует закрытая система связи, по которой происходит обмен информацией. Конечно, быть членом группы «Эгмонт» важно. По уставу, который эта организация имеет, раскрытие информации становится обязательным элементом сотрудничества. Обмен информацией происходит только в том случае, если зарубежные коллеги уверены на 100 %, что материалы, которыми они располагают, подкрепляются с их стороны соответствующими документами, тогда они дают разрешение о передаче этих материалов в российские правоохранительные органы.
Другие статьи
Сущность и содержание коммерческой деятельности организации, основные направления ее совершенствования
специалист
В
условиях развития рыночных отношений перед производственной организацией встают
проблемы обеспечения подлежащей конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.
Для этого необходимо знать, как работать с потребителями, оценивать сильные и
слабые стороны коммерческой деятел ...