Пути выхода из теневой экономики
Проблема теневой экономики стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.
Для того, чтобы сократить масштабы теневой экономики в стране необходимо прежде всего устранить сам корень проблемы, т.е. причины, которыми был вызван рост теневой экономики. Основными в системе мер по борьбе должны стать следующие решения и мероприятия:
· проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим не насильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);
· компенсация потерь населения от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству акциями банков и корпораций;
· введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);
· установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;
· стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;
· проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);
· введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;
· проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);
· формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего - судебной, системы;
· ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере-
· законодательное установление права право охранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).
Также необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.
Особое место в теневой экономике занимает легализация доходов. Масштабы отмывания преступных доходов, по мнению главы Росфинмониторинга В.А. Зубкова, подрывают стабильность финансово-экономических систем и напрямую угрожают национальной безопасности государства. По оценке председателя Банка России Сергея Игнатьева, объем фиктивных операций, проводимых через банковскую систему, составляет примерно треть государственного бюджета страны. Поэтому тема борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем, и финансированием терроризма является, сегодня приоритетом, как нашей страны, так и мирового сообщества, что связано с особой общественной опасностью данных преступлений, подрывающих устойчивость экономического роста. Лишение преступников и террористических организаций финансовых активов позволяет избежать огромных материальных убытков. Задача противодействия отмыванию преступных доходов в России представляется еще более актуальной в свете вступления нашей страны в ВТО. Вовлеченность ряда банков в сомнительные операции подрывает репутацию всей российской банковской системы, снижает уровень доверия к ней как внутри страны, так и за рубежом.
Как известно, национальная противолегализационная система была спешно организована в 2001-2003 г. в ответ на включение России в перечень стран, не предпринимающих мер для борьбы с легализацией денежных средств. На основе 40 рекомендаций ФАТФ приняли Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-. ФЗ. Этот закон четко определяет те источники информации и организации, которые обязаны предоставлять информацию. К ним относятся кредитные учреждения, т. е. все банки, а также некредитные учреждения. Это и страховые компании, и участники рынка ценных бумаг, и лизинговые компании, и другие источники, перечисленные в законе.
Другие статьи
Хозяйственная деятельность ОДО Инторекс
Отчета о практике по бухгалтерскому учету и отчетности
...