Методы оценки конкурентоспособности продукции
При этом эффективность использования анализируемого товара или товара-конкурента (ЭФисп.а.т) рассчитывается по формуле:
ЭФисп.а.т = ЭФпол/Зс
где ЭФпол - полезный эффект от использования приобретенного товара за нормативный срок его службы, единица полезного эффекта;
Зс - совокупные затраты на приобретение и эксплуатацию товара за его жизненный цикл, денежная единица.
Полезный эффект однопараметрических товаров определяются по формуле:
ЭФпол = ,
где Т - нормативный срок службы товара, лет;
- часовая производительность, например оборудования по техническому паспорту;
- годовой плановый фонд времени работы изделия, ч;
- коэффициенты, характеризующие несоответствие показателей качества товара-изделия требованиям потребителя.
Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности товара основан на применении единичных и комплексных показателей. Его рекомендуется использовать в следующих случаях:
множественности единичных показателей конкурентоспособности товара и их разнообразия по значимости, что не позволяет сделать общий вывод об уровне конкурентоспособности товара;
общий показатель уровня конкурентоспособности товара, определяемый комплексным методом, или методом соотношения качества и затрат, недостаточно полно учитывает все значимые параметры товара и, как следствие, неадекватно характеризует конкурентоспособность анализируемых товаров. (1, с.230)
Метод радара определения конкурентоспособности товара относится к расчетно-графическим методам. Он основан на использовании показателей коммерческой, нормативно-правовой и технико-экономической конкурентоспособности. Коммерческая конкурентоспособность характеризуется доступностью товара потенциальным потребителям и возможностью его нормальной эксплуатации в данной местности. Нормативно-правовая конкурентоспособность товара отражает безопасность его эксплуатации. Технико-экономическая конкурентоспособность раскрывается показателями экономичности, эргономичности (дизайн, эстетичность, комфорт, удобство в управлении и другие)
Конкурентоспособность товара оценивается относительной площадью радара, построенного внутри оценочного круга по ряду показателей, которые, по мнению потребителей, являются наиболее значимыми для данного товара. Радар, по восьми технико-экономическим параметрам приведен на рисунке 2.
Рисунок 2
Радар конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность по методу радара (КТр) рассчитывается по формуле:
Ктр = ,
где , - соответственно площадь радара для конкретного товара и общая площадь оценочного круга.
Экспертные методы определения конкурентоспособности товара основаны на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов. Для оценки уровня конкурентоспособности товара данные методы используются в тех случаях, когда невозможно или очень затруднительно применить методы эмпирического определения значений единичных и комплексных показателей.
На практике при оценке конкурентоспособности товара наиболее часто используется упрощенный метод балльных оценок, где баллы даются экспертами, а общий показатель конкурентоспособности определяют как средне арифметическое значение экспертных оценок.
Другие статьи
Функционирование системы региональной экономики
Экономика региона - сложная система с
множественными связями, для управления которой необходимо обстоятельно изучить
функционирование элементов системы. Однако трудность состоит в том, что
существует много подходов к описаниям этой системы, и нет однозначного метода
управления, учиты ...