Методы обоснования необходимой величины товарных запасов
Планирование товарных запасов представляет собой сложный процесс, включающий анализ состояния товарных запасов и тенденций изменения, обоснование необходимой величины товарных запасов, оценку их с точки зрения соответствия предъявляемым требованиям и осуществление экономических и организационно-технических мер по их поддержанию в соответствии с этими требованиями.
Основными задачами анализа товарных запасов являются:
выявление соответствия их нормативам;
установление динамики и оценка изменений, происшедших в объёме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров;
выявление и расчёт факторов, повлиявших на изменение товарных запасов.
При изучении товарных запасов на торговом предприятии традиционно применяют следующие методы анализа и учёта:
. Инвентаризация, то есть сплошная или выборочная проверка, как в целом по предприятию, так и по отдельным показателям, местам хранения, по отдельным товарным группам и товарам.
. Оперативный учёт, или снятие остатков, то есть сверка фактического наличия товаров с данными товарного отчёта.
. Балансовый метод, основанный на использовании формулы балансовой увязки показателей товарооборота:
+ П = Р + +, (1)
где - товарные запасы на начало анализируемого периода, руб.;
П - поступление товаров в анализируемом периоде, руб.;
Р - реализация или объём товарооборота в данном периоде, руб.;
- документированный расход товаров за анализируемый период, не являющийся продажей, руб.;
- товарные запасы на конец анализируемого периода, руб. [6, с. 110 ]
В процессе анализа осуществляется выявление соответствия фактических товарных запасов их нормативу, установление динамики и оценки изменений, происшедших в объёме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров, выявление и расчёт факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов.
Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.
Анализ товарных запасов на предприятии розничной торговли за определённый период включает:
. сравнение их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами;
. сравнение объёма и структуры товарных запасов с запасами прошлых лет, расчёт темпов изменения товарных запасов;
. расчёт среднего запаса по товарным группам и определение фактической товарооборачиваемости;
. сопоставление фактической товарооборачиваемости с нормативной, а также с товарооборачиваемостью за предыдущие годы;
. установление влияния на изменение товарных запасов и товарооборачиваемости важнейших факторов (объёма и структуры товарооборота, поступления товаров и т. д.). [ 6, с. 112]
Результаты анализа используются для планирования и нормирования товарных запасов.
Норматив товарных запасов - это оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат. Норматив товарных запасов устанавливается в сумме и днях к обороту, как в целом по торговому предприятию, так и по отдельным товарным группам на конец квартала с наибольшим объемом товарооборота (как правило, на конец IV квартала, то есть на конец года).
Между нормативом товарных запасов в днях и в сумме существует следующая взаимосвязь:
×, (2)
Другие статьи
Страховая компания СОГАЗ
Общие сведения о компании
Страховая Группа "СОГАЗ" основана в 1993 году и является на
сегодняшний день одним из крупнейших в России универсальных страховщиков
федерального масштаба.
В состав Группы входят:
ОАО "СОГАЗ" (универсальная страховая компания)
...