Перспективы решения проблем использования имущественно-ресурсной базы предприятия
Гораздо рациональнее, если государство именно сейчас обратит внимание на ФГУПы, занимающиеся конструкторской, исследовательской деятельностью. Если даже не у такого крупного предприятия с численностью далеко меньшей 4 тысяч человек, есть заслуживающие внимания стратегические проекты (допустим, космического или оборонного характера), то почему бы не оказать государственную поддержку именно таким предприятиям?
Государство имеет все возможности рассмотреть планы финансово-хозяйственной деятельности, определить перспективность и стратегическое значение деятельности, определить необходимые для этой деятельности ресурсы, в том числе и недвижимые, имеющиеся у предприятия и возможно не используемые в данный момент и выдать так называемую «охранную грамоту» предприятию, при условии, что недвижимое имущество будет использовано по назначению для целей основной деятельности.
В условиях кризиса не исключена потребность таких предприятий и в других видах ресурсов (финансовых, материальных, кадровых, административных) и в этом случае, комплексным решением было бы принятие федеральной целевой программы. Возможно, такая программа дала бы шанс выжить и развиваться ФГУПам, разрабатывающим и выпускающим уникальную, часто не имеющую аналогов продукцию. При этом, как показало исследование, для ряда предприятий достаточно было бы обеспечить неприкосновенность находящихся в хозяйственном ведении производственных площадей.
Существующее законодательство, практика хозяйствования федеральных государственных унитарных предприятий в России позволяют сделать вывод, что на сегодняшний момент государство не использует рыночные механизмы эффективного управления федеральной собственностью.
По результатам исследования, проведенного в Третьей Главе можно сделать следующие выводы:
ФГУП СКТБ «Биофизприбор» ФМБА России не имеет достаточно средств для серьезного расширения производства и, соответственно, не имеет возможности инвестировать в основные средства, создавать новые мощности.
Невозможность, в виду особенностей формы хозяйствования и формы собственности, самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия приводит к тому, что и при помощи аренды повысить эффективность использования имущества тоже нельзя.
Существующие договора аренды могут быть расторгнуты в ближайшем будущем, в связи с предполагаемой передачей площадей для размещения служб ФГУЗ МСЧ №144 на основании договора безвозмездного пользования или же, путем передачи в оперативное ведение.
Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) Правительства СПб не дает согласие собственника на заключение новых договоров аренды. На сегодняшний момент сложилась такая ситуация, что Российский фонд федерального имущества монопольно осуществляет функции управляющего федеральным имуществом. В условиях рыночной экономики и конкурентной среды любая монополия является негативным фактором и тормозом экономики.
Кроме того, большинство недвижимого имущества ФГУП СКТБ «Биофизприбор» ФМБА России является непривлекательным ввиду отсутствия инвестиций в основные средства, их износ.
В существующих обстоятельствах, вероятнее всего реализация сценария, при котором у ФГУП СКТБ «Биофизприбор» ФМБА России останется в реальном распоряжении только то имущество, которое необходимо для осуществления основной деятельности.
С учетом Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2008 г. N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности", и принимая во внимание то, что ФГУП СКТБ «Биофизприбор» ФМБА России расположено в черте города, здания и помещения сильно изношены, нельзя исключать что территория, на которой располагается предприятие, будет признана пригодной для массового жилищного строительства. В таком случае, предприятие сменит место расположения.
Существующее законодательство, а так же практика хозяйствования федеральных государственных унитарных предприятий в России позволяют сделать вывод, что на сегодняшний момент государство не использует рыночные механизмы эффективного управления федеральной собственностью. А форма собственности и форма хозяйствования ФГУП СКТБ «Биофизприбор» ФМБА России не адаптирована для периода становления рыночных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Среди многообразия производственно-экономических факторов, определяющих характер экономической системы, можно выделить ключевые факторы - отношения собственности и форму хозяйствования.
Закрепление в Конституции РФ положения о существовании различных форм собственности (частной, государственной, муниципальной и иных) и закрепления принципа их равной защиты представляет собой последовательную реализацию демократических основ и является традиционным для постсоциалистических государств. Конституционное закрепление частной собственности является одним из факторов развития рыночных отношений и формирования самостоятельного класса собственников в нашей стране.
Другие статьи
Финансовая система Республики Казахстан
В последние годы вопросы, связанные с формированием и развитием кредитной
системы республики Казахстан, приобретают все большую актуальность, так как
внедрение новых механизмов оптимизации кредитной системы способствует повышению
эффективности кредитного процесса и созданию правовых ...