Формирование производственной программы предприятия
Принципами формирования производственной программы предприятия являются: - научное обоснование использования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов; - систематическое обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества; - согласованность производственной программы предприятия с поставками сырья, материалов, полуфабрикатов от других предприятий, связанных по линии кооперации; - непрерывное наращивание выпуска продукции, если на нее имеется спрос.
Для эффективного функционирования предприятия необходим учет следующих внутренних и внешних факторов, определяющих производственные программы предприятия:
объем и особенности спроса на продукцию предприятия;
номенклатура и ассортимент продукции, формирование которых осуществляется с учетом стадии жизненного цикла продукции, степени новизны изделия и его спроса на рынке;
конкурентная среда и положение предприятия на рынке (определение возможного объема продаж);
уровень специализации предприятия (производит ли оно технологически однородную продукцию или производство диверсифицировано);
степень обеспечения максимальной загрузки производственной мощности предприятия и полной занятости персонала, наличие материально сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов.
Каждое предприятие акцентирует внимание на тех факторах, которые определяют приоритеты развития в предстоящий период.
Формирование производственных программ предприятия осуществляется исходя из следующих составляющих: - государственного заказа, который доводится предприятию органами государственного управления по производству продукции производственно-технического назначения и социально значимой продукции. Государственный заказ должен быть альтернативным для предприятия, обеспечивать важные народнохозяйственные потребности. Госзаказ размещается, как правило, на конкурсной основе. При этом должна соблюдаться взаимная ответственность сторон за его выполнение и финансирование - объема прямых хозяйственных договоров с потребителями продукции - объема свободной продажи продукции предприятия на рынках, в том числе через систему фирменных магазинов.
Работа по планированию продаж заканчивается формированием портфеля заказов или плана продаж. План продаж на этой стадии формируется с ориентацией на емкость рынка. Поэтому анализу подвергаются спрос потребителя через собственную торговую сеть; индивидуальные заказы потребителей; заявки дилеров; заявки оптовых покупателей.
На основе заявок портфеля заказов, заключенных договоров и выявленной емкости рынка формируется номенклатура и ассортимент производства продукции.
Устанавливаются общий объем планируемых поставок продукции в натуральном и стоимостном выражении; удельный вес новой и снимаемой с производства продукции; удельный вес различных видов продукции в общем объеме поставок; графики отгрузки продукции потребителям; удельный вес экспортной продукции; запасы готовой продукции на складах предприятия; объемы поставок продукции, но не оплаченной в срок поставщикам; причины образования сверхплановых остатков и несвоевременной оплаты продукции покупателями; надежность и платежеспособность покупателей; финансовые показатели портфеля заказов, включая планируемую прибыль, рентабельность, величину налоговых поступлений и платежей; объемы производства из давальческого сырья; объемы кооперированных поставок и другие факторы, от которых зависит эффективность продаж.
На основе анализа портфеля заказов, сформированного службой маркетинга, специалисты всех заинтересованных структурных и функциональных подразделений предприятия составляют мотивированное заключение о возможности реализации портфеля в планируемом периоде.
Этот анализ через некоторое время будет основой составления производственной программы.
Для принятия обоснованных решений по портфелю заказов целесообразно создать из ведущих специалистов различных отделов консультационно-аналитический центр при директоре предприятия.
Основными функциями такого центра могут быть: - консультирование по производственным, коммерческим, инвестиционным, финансовым, экономическим проблемам, вопросам социальной поддержки персонала, научно-технического и инновационного развития предприятия;
лоббирование, т.е. влияние на принятие или провал неприемлемых для предприятия нормативных актов;
товарная реклама и пропаганда, позволяющая стимулировать спрос на товары путем публикаций в различных изданиях сведений о товарах, получения хороших отзывов о них через радио и телевидение.
Другие статьи
Характеристика монополистической конкуренции
Формирование современного экономического мышления немыслимо без овладения
системным подходом к рыночным явлениям и процессам.
Рынок - одно из величайших достижений человеческой цивилизации. К
настоящему времени он прошел испытание временем и сумел убедительно продемонстрировать
сво ...