Порядок формирования прибыли в современных условиях. Факторы, определяющие прибыль
По уровню управления факторы, формирующие прибыль, подразделяются на 3 группы: общеэкономические, региональные, внутрихозяйственные. Общеэкономическими факторами, определяющими размер прибыли, являются уровень инфляции; размер ставок налогов, сборов; порядок формирования и распределения прибыли в соответствии с законодательством; государственное регулирование цен и уровня торговых надбавок и т.д.
Рисунок 1.3 - Классификация факторов, определяющих прибыль[4]
Рисунок 1.4 - Состав экстенсивных и интенсивных факторов, влияющих на прибыль торгового предприятия [4]
К региональным факторам относятся уровень ставок, тарифов, региональных налогов и сборов; постановления местных органов власти в области регулирования деятельности торговых предприятий; ставки оплаты за аренду помещений, ставки по коммунальным платежам; средний уровень валовой прибыли в предприятиях торговли региона и т.д. Внутрихозяйственные факторы включают в себя факторы, влияющие на прибыль на уровне предприятия: размер полученных торговых надбавок; использование свободных денежных средств предприятия (депозит, вложение в уставный капитал других предприятий и т.д.); выбор предприятием системы налогообложения прибыли; размер торговой площади, используемой самостоятельно для предпринимательской деятельности и для сдачи в аренду, и т.п.
По времени воздействия факторы, влияющие на прибыль, подразделяются на постоянно действующие (уровень постоянных издержек обращения; размер уровня торговых надбавок, уровень инфляции и т.п.) и временные факторы (вложение денежных средств на депозит; резкое изменение конъюнктуры рынка; сезонный характер спроса потребителей и т.п.).
По степени управляемости факторы, формирующие прибыль, подразделяются на 2 группы:
управляемые (дискреционные) факторы: улучшение экономической работы на предприятии; регулирование уровня торговых надбавок; определение размера основных фондов, сдаваемых в аренду; изменение уровня дискреционных издержек обращения; повышение эффективности использования всех видов ресурсов и т.п.;
неуправляемые (недискреционные) факторы: ставки налогов, сборов; тарифы за коммунальные платежи; уровень инфляции; изменения в законодательной нормативной базе по вопросам формирования и налогообложения прибыли и т.п.[4]
Методика расчета количественного влияния факторов на различные виды прибыли представлена в табл. 1.1.
Учет всей совокупности рассмотренных факторов позволяет определить основные их них, оказывающие положительное и отрицательное воздействие на прибыль торгового предприятия, и выявить на этой основе резервы повышения прибыли и роста рентабельности [4].
Таблица 1.1 - Методика расчета влияния факторов на различные виды прибыли
Факторы, влияющие на прибыль |
Расчет влияния |
А |
1 |
1. Изменение объема товарооборота |
|
2. Изменение уровня реализованных торговых надбавок |
|
3. Изменение уровня издержек обращения |
|
4. Итого влияние на прибыль от продаж |
|
5. Изменение размера процентов к получению (D% пол) |
DПдон/о(D%пол) = пол1 - % пол0 |
6. Изменение размера процентов к уплате (D% уп) |
DПдон/о(D%уп) = - (% уп1 - % уп0) |
7. Изменение доходов от участия в деятельности других организаций (DД уч) |
DПдон/о(DДуч) = Дуч1 - Дуч0 |
8. Изменение прочих доходов (DПД) |
DПдон/о(DПД) = ПД1 - ПД0 |
9. Изменение прочих расходов (DПР) |
DПдон/о(DПР) = - (ПР1 - ПР0) |
10. Итого влияние на прибыль до налогообложения |
стр. 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 DПдон/о=DПпр+DПдон/о(D%пол) |
11. Изменение текущего налога на прибыль (DНп) |
-(Нп1 - Нп0) |
12. Изменение отложенных налоговых обязательств (DОНО) |
ОНО1 - ОНО0 |
13. Изменение отложенных налоговых активов (DОНА) |
ОНА1 - ОНА1 |
14. Итого влияние на чистую прибыль |
стр. 10 + 11 + 12 - 13 |
Другие статьи
Стратегия контроля и управление запасами
Актуальность темы курсовой работы «Стратегия контроля и
управления запасами» заключается в том, что состояние запасов оказывает
определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое
состояние и финансовые результаты. Обеспечить высокий уровень качества
продукции и ...