Порядок формирования прибыли в современных условиях. Факторы, определяющие прибыль
Прибыль отражает результаты торговой и финансово-хозяйственной деятельности предприятий торговли и общественного питания и выступает одним из важнейших показателей эффективности их работы.
Прибыль, служащая обобщающим показателем результата деятельности торгового предприятия, обеспечивает создание материальной заинтересованности работников в улучшении результатов деятельности их предприятий, т.к. прибыль выступает источником образования фондов предприятия и ее размер определяет направление средств на материальное поощрение работников.
Система формирования и распределения прибыли в торговле претерпела множество изменений. На сегодняшний день порядок формирования прибыли можно представить как схему (см. рис. 1.2).
Итак, валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации товаров, работ, услуг за вычетом косвенных налогов (товарооборот без НДС) и себестоимостью проданных товаров:
ВП= Р - Спр.т.,
где ВП - сумма валовой прибыли, тыс.руб.;
Р - объем товарооборота за вычетом НДС, тыс. руб.;
Спр.т. - размер себестоимости проданных товаров, тыс. руб.
Прибыль (убыток) от продаж - разница между валовой прибылью и издержками обращения:
Ппр=ВП-ИО,
где Ппр - сумма прибыли от продаж, тыс. руб.;
ВП - сумма валовой прибыли, тыс. руб.;
ИО - сумма издержек обращения, тыс. руб.
Прибыль до налогообложения является налогооблагаемой базой. В ее состав входят прибыль от продаж, прочие доходы и прочие расходы.
Рисунок 1.2 - Формирование прибыли торгового предприятия в современных условиях
Чистая прибыль:
ЧП = Пдо налог. + ОНА - ОНО -Тек. налог на прибыль,
где ЧП - сумма чистой прибыли, тыс. руб.;
Пдо налог - сумма прибыли до налогообложения, тыс. руб.;
ОНА - сумма отложенных налоговых активов, тыс. руб.;
ОНО - сумма отложенных налоговых обязательств, тыс. руб.
Показатель прибыли определяется влиянием факторов, выявление которых подразумевает изучение экономических условий её формирования.
Экономические условия могу быть как внутренними, так и внешними. Под их действием изменяется абсолютная величина и относительный уровень прибыли. К внешним условиям можно отнести такие как: инфляция, изменения в законодательстве в области ценообразования, кредитования, налогообложения предприятий, оплаты труда работников, уровень развития инфрастуктуры рынка, условия конкуренции. К внутренним условиям, влияющим на величину прибыли, к примеру, можно отнести количество работников на предприятии, или проходимость покупателей.[4]
В экономической литературе выделяют множество факторов, влияющих на прибыль, что требует их классификации с целью выявления основных направлений определения резервов и путей увеличения прибыли. Обобщения, имеющиеся в экономической литературе, точек зрения ученых по вопросам классификации факторов, определяющих прибыль, позволяют предложить следующие основные признаки классификации и соответствующие им виды факторов (рис.1.3).[4]
В зависимости от среды предприятия совокупность факторов, влияющих на прибыль, можно подразделить на две группы:
) внешние факторы, включающие в себя состояние конъюнктуры рынка, в т.ч. рынка потребительских товаров; уровень инфляции; уровни ставок налогов, тарифов; размер ставок процентов по кредитам, займам; степень государственного регулирования потребительского рынка и т.д.;
) внутренние факторы, объединяющие в себя следующие факторы:
уровень хозяйствования и управления предприятием;
объем и структура товарооборота;
объем реализованных торговых надбавок;
размер прочих поступлений доходов;
объем издержек обращения;
размер прочих расходов;
скорость оборачиваемости товаров;
обеспеченность собственными оборотными средствами;
эффективность использования ресурсов (трудовых, материальных и т.д.).[4]
В зависимости от характера деятельности факторы, влияющие на прибыль, делятся на производственные и непроизводственные. К основным производственным факторам, формирующим прибыль, относятся: эффективность использования ресурсов предприятия (трудовых, материальных, нематериальных, финансовых); уровень технической оснащенности предприятия; уровень организации труда на предприятии; режим работы предприятия и т.д. Производственные факторы подразделяются, в свою очередь, на интенсивные и экстенсивные (рис. 1.3).
Непроизводственные факторы включают в себя условия снабженческо-сбытовой деятельности, условия конъюнктуры рынка; условия труда работников и т.д.
По срокам воздействия факторы, влияющие на прибыль, подразделяются на следующие:
текущие, включающие в себя факторы, действующие в течение ближайшего года: уровень торговых надбавок, размер сдаваемой в аренду площади и оборудования; стоимость реализуемых основных фондов и т.д.;
перспективные - это факторы, действующие в перспективе: повышение уровня технической оснащенности предприятия и снижение уровня издержек обращения в результате внедрения достижений НТП; улучшение научной организации труда и т.п.[4]
Другие статьи
Трансакционные издержки
Собственность - это:
1. Экономическая категория - исторически развивающиеся
общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие
принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на
распоряжение, владение и пользование объектом собственнос ...