Основная концепция ценообразования - связь между объемом производства и прибылью
За исключением работы на рынках с чистой конкуренцией, фирмам необходимо иметь упорядоченную методику установления исходной цены на свои товары. Существуют различные методы определения цены (рисунок 1).
Рисунок 1 - Основные методы определения цены
Рассмотрим суть методики определения исходной цены. Процесс ценообразования состоит из шести основных этапов, представленных на рисунке 2.
Рисунок 2 - Методика расчета исходной цены
Прежде всего, фирме предстоит решить, каких именно целей она стремиться достичь с помощью конкретного товара. Ведь стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке. В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. На рисунке 3 представлены наиболее часто встречающиеся в практике цели. [3, стр.71]
Рисунок 3 - Зависимость цен от целей предприятия
Калькуляция затрат - это способ расчета (совокупность расчетных процедур) себестоимости продукции. Поскольку она является основой метода установления цены на товар или услугу, без учета конкуренции со стороны других фирм, целесообразно остановиться на этом этапе ценообразования более подробно. В отечественной практике выделение калькуляционных статей определяется в основном группировкой затрат на прямые и косвенные, в учетной практике стран с развитой рыночной экономикой, кроме того, используется и разделение затрат на постоянные и переменные. Постоянные затраты относительно стабильны и не изменяются прямо пропорционально изменениям объемов производства. К ним относятся: аренда, страхование, амортизационные отчисления и т.п.
Переменные затраты непосредственно зависят от объема производства продукции. В их состав входят: прямые затраты на материал; заработная плата; затраты на обслуживание основного оборудования; затраты на эл. энергию и т.п.
На основе анализа затрат производства определяется ограниченная (сокращенная) себестоимость продукции (С):
С = Зпост + Зпер,
где Зпост - постоянные затраты;
Зпер - переменные затраты.
Полная себестоимость любого вида продукции (работ, услуг) в соответствии с нормативными актами можно выразить следующей формулой:
С = (Нв×Рц×Кн×Ки) + (Нм×Цм×Кмбп×Ки) + Ст +(НР×(З/НК)),
где Нв - норма времени на единицу продукции;
Рц - расценки;
Кн - коэффициенты начисления на зарплату;
Ки - коэффициент инфляции;
Нм - норма расхода материалов на единицу продукции;
Цм - цена материалов;
Кмбп - коэффициент на инструмент и быстроизнашивающиеся предметы;
Ст - стоимость машиносмены техники;
НР - накладные расходы;
З - заработная плата основных работников и механизаторов;
НК - нормативный коэффициент, принятый в строительстве для каждого вида работ и услуг. [5, стр.115]
Минимальная цена определяется издержками фирмы. Компания всегда стремится назначить за товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все затраты по его производству, распределению и сбыту, включая норму прибыли. Зная себестоимость продукции можно определить минимальную и максимальную цену (Ц):
Цмин = С + Пн
где Цмин - минимальная цена;
Пн - нормативная прибыль. Этот показатель определяется менеджером фирмы. Он должен отражать минимальную эффективность от продажи единицы товара или услуги.
Другие статьи
Технико-экономические показатели информационных технологий и обслуживания вычислительных сетей предприятия
С развитием рыночных отношений в России начала активно формироваться сетевая экономика. С понятием сетевой экономики связывают создание и модернизацию программного обеспечения, компьютерных чипов, мобильной связи и т.д., в общем, тех видов деятельности человека, которые относятся к техническому прог ...