Проблемы и ошибки бюджетно-налоговой политики
Наша страна в 2000е годы «подсаживалась на нефтяную иглу», заражалась ужасной «голландской болезнью», которая губила и губит по сей день нашу обрабатывающую промышленность. Это следующая проблема, которую мы приобрели на пути становления рыночной экономики в России. Так как налоговые льготы стали недоступны нашему только формирующемуся бизнесу, то это способствовало дальнейшему втягиванию страны в «мировую систему минерально-сырьевого хозяйства, подчиненную странам «золотого миллиарда», которые через построенный ими ценовой механизм перекачивают в свою пользу значительную долю добавленной стоимости из стран, придерживающихся топливно-сырьевой ориентации своего национального хозяйства».
Уклон экономики в сторону добывающей промышленности привел к страну большое количество нефтедолларов, которые укрепляли рубль и вели к торможению экономического роста. Но важным моментом стало наращивание отчислений от доходов экспортеров нефтепродуктов. В 2005 году это нововведение обеспечило российскому госбюджету максимальный профицит 7,5% ВВП. Но это не есть хорошо, так как опираясь на мнение С.Глазьева, «профицит российского федерального бюджета равен объему недоинвестирования расходов на социально-экономическое развитие по сравнению со среднемировым уровнем»
Монетизация льгот, которая реализуется в России с 2005 года, привела к размену федерального дефицита госбюджета на региональный. Тем самым государство «скинуло» социально незащищенное население на плечи регионалов, которые всегда отличались слабым бюджетом. Это нововведение стало серьезной угрозой для государственного бюджета, так как росли правительственные расходы, связанные с реализацией этого принципа, и сокращались потребительские расходы.
На протяжении 2008-2010г. расходы на социальную сферу сильно не изменились, приблизительно они равны 15% ВВП. Из-за нехватки бюджетных средств всё больше социальные учреждения переходят на внебюджетные источники финансирования, что не является положительной тенденцией для социального государства. В последнее время правительство отходит от кейнсианских принципов и всё больше склоняется к неоклассическим. Государство отходит на второй план; налоговые ставки снижаются в первую очередь с обеспеченного населения, что увеличивает в стране огромную дифференциацию населения, а в целом налоговый пресс остается на очень высоком уровне, что не позволяет малому и среднему бизнесу нормально развиваться в России.
Еще стоит выделить одну проблему - это покрытие государственного долга. Не стоит возражать, что это очень важно и нужно, но во всем необходимо знать меру. Наши власти настолько увлеклись, что порой нежелание вновь оказаться в долговой петле и стремление любой ценой сократить размер внешнего долга привел страну к раздуванию фондов финансовых резервов, к огромному внутреннему долгу, о котором государство вообще не думает, а ведь напрасно. Рост социальной напряженности, массовый отток специалистов за границу, нежелание молодежи идти в науку, работать в школах, в больницах, трудиться по низкооплачиваемым техническим специальностям и многие-многие другие последствия предельной скупости властей делают нынешнюю относительную финансовую стабильность в российском обществе крайне неустойчивой. [6, с.157]
Другие статьи
Стратегический и экономический анализ содержание, методы и информационная база
Стратегический анализ
Стратегический анализ является одним из ключевых аналитических элементов
стратегического управления, поскольку в значительной мере определяет стратегические возможности и выбор стратегий развития
компании, позволяет частично снять неопределенность при принятии ...