Проблемы и ошибки бюджетно-налоговой политики
) Высокая налоговая нагрузка, ужесточение налоговых законов.
В 1992-1993 годах большинство российских предприятий не стремились уклоняться от уплаты налогов. Нередко руководство предприятий не предпринимало даже совершенно законные меры с целью снижения объёма выплачиваемых налогов. Со второй половины 1993 года, потеряв надежду на снижение налогового бремени, предприятия начали поиск способов уклонения от уплаты налогов. Фирмы начали уходить в тень, и с этого момента начал создаваться огромный теневой сектор в экономике. «Налоговый терроризм» привел к потерям налоговых поступлений и формированию дефицита государственного бюджета.
) Сокращение государственных расходов.
Государство отказалось от раннее взятых на себя социальных обязательств и перестало выплачивать значительное количество трансфертных платежей. Без помощи государства некоторые предприятия закрывались, разорялись, что привело к росту безработицы. Из-за сокращения централизованных расходов государства увеличилась дифференциация регионов. Были урезаны расходы на содержание армии и закупки военной техники, что привело к резкому спаду ВВП.
) Примитивный вариант конверсии ВПК.
Конверсия военно-промышленного комплекса России привела к потерям инвестиций, разрушению множества предприятий, ранее связанных с военным производством, сокращению объема выпуска, к сокращению госзаказа и др. Всё это не могло не сказаться на обороноспособности страны.
Все эти методы, которые реализовывались по программе «шоковой терапии», привели страну «к негативным долгосрочным последствиям:
отставание валового внутреннего продукта,
сокращение бюджетного потенциала,
деградация человеческого потенциала,
образование монополий,
отток сотен миллиардов долларов национального капитала за границу…и многие иные побочные эффекты несвоевременнорестриктивного подхода явились «платой» российского общества за допущенную им низкую степень противодействия навязанному извне механизму бюджетно-налогового регулирования»
«После катастрофы, ставшей следствием неудачного управления Россией в предшествовавший период, началось восстановление государства. Влияние государства сильно ослабло как из-за деградации институтов советского периода, так и в результате умышленной политики выталкивания административных структур из экономики. Но на втором этапе экономического перехода государству всё-таки удалось вернуть свое влияние на политические процессы и восстановить дееспособность институтов»
Начиная с 2000х годов, осуществлялся переход с рестриктивной политики к политике экспансии. Фискальные ценности кейнсианцев выходили на первое место, заменяя монетаризм. Эти действия привели к существенным положительным изменениям. Увеличилось финансирование оборонного заказа и других промышленных, социальных объектов, стали активно реализовываться трансфертные программы, увеличивались пенсии и заработные платы рабочих.
Позитивную динамику принесла новая налоговая реформа и новый Налоговый кодекс, принятый в 2001 г., согласно которому произошло понижение налоговых ставок, заметно улучшивших инвестиционный климат в стране. Налог на прибыль снизился до 24% (а в 2009 г. до 20%), НДС - с 20 до 18%. Кроме того, были отменены многие налоги (например, налоги с продаж, на пользование автодорогами). Но не обошлось и без минусов. Структура налоговых изъятий изменилась; это выразилось в перераспределение налогового гнета от прямых налогов к косвенным. Это говорит о том, что государство не способно собирать налоги открыто и справедливо, поэтому переложило всю работу на «скрытую систему» косвенных налогов. Так как ставки были понижены, то поступления в госбюджет тоже сократились. Государству необходимо было решать эту проблему, их решением стал переход от прогрессивной системы налогообложения к пропорциональному обложению доходов физических лиц по единой ставке 13% [21, с.146]. Тем самым власти сняли налоговую нагрузку с богатого населения (-22%) и увеличили ее с бедного (+1%). В этом же 2001г. была отменена инвестиционная льгота, которая давалась тем предприятиям, которые были готовы вместо уплаты налогов часть прибыли направлять на инвестиции. Этот метод, по моему мнению, очень действенный, так как он помогает государству создавать инвестиции без лишних затрат, а инвестиции, как мы знаем, являются важным элементом в достижении экономического роста отечественной экономики, особенно российской.
Другие статьи
Формирование бюджета движения денежных средств на предприятии
Актуальность работы состоит в том, что планирование движения денежных
средств - один из наиболее важных аспектов организации операционного цикла и
создание целостной и эффективной системы управления. Бюджет движения денежных
средств является основным документом финансового планировани ...