Угольная промышленность Кузбасса в период мирового финансового кризиса
Кризис оказал серьёзное влияние на деятельность угледобывающих предприятий Кузбасса. Угольная отрасль Кузбасса до кризиса развивалась быстрыми темпами.
Начиная с 2005 г. ежегодно объемы добычи росли со средним темпом год около 4.2%, и в 2008 г. вышли на рекордный уровень - 184.5 млн.т.
За период с 1999 по 2008 годы в Кузбассе введено в эксплуатацию 19 шахт и 22 разреза общей проектной мощностью около 58 млн.т, 13 обогатительных фабрик суммарной мощностью по переработке более 30 млн.т. За это время было инвестировано более 180 млрд.руб. При этом основным источником финансирования строительства новых объектов остаются собственные и заемные средства угольных компаний.(1)
И это не предел, Кузбасс имеет все возможности наращивать объемы добычи и дальше. За период 2004-2008 гг. в Кузбассе, по итогам конкурсов и аукционов, недро пользователям было предоставлено право добычи угля на 81 участке угольных месторождений, с общими запасами и ресурсами угля в объеме около 8 млрд. т. Проектные производственные мощности по новым участкам составляют более 100 млн. т в год, из них для открытой добычи - 38 млн.т.(2)
Проектный прирост производственных мощностей по добыче коксующихся углей ожидается около 40 млн. т. С учетом выбытия и ввода новых угледобывающих предприятий, по которым получены лицензии, проектные производственные мощности на сегодняшний день до 2015 г. составляют порядка 230-250 млн.т год.
Но будет ли востребован уголь в таких объемах? Отмеченный рост добычи угля связан с экспортными поставками, так объем добычи вырос на 76 млн.т, а экспорт на 66 млн. т. (более чем в 5 раз).
В условиях благоприятной конъюнктуры рынка, в докризисный период, когда спрос и цена угольного товара ежегодно росли, угольный бизнес был прибыльным, и угольные компании имели достаточно денежных средств, часть из которых направлялась на строительство и ввод новых предприятий. Однако в условиях мирового финансового кризиса ситуация изменилась.(1)
Так цена на энергетический уголь в среднем на мировом рынке упала с максимально достигнутого уровня 180-190 долл./т в первой половине 2008 г. до 60-70 долл./т, на коксующийся уголь - с 300 до 100-120 долл./т, и не исключается дальнейшее снижение. Огромные расстояния до поставщиков (более 5000 км), высокие транспортные тарифы, которые составляют до 50% стоимости товара у потребителя (20-25 долл./т) и ежегодно растущие затраты на добычу (себестоимость добычи относительно 2000 г. выросла в 2.8 раза до 35-40 долл./т), низкая развитость экспортной составляющей - снижают конкурентоспособность кузнецкой углепродукции на внешнем рынке, делая ее экспорт высоко рискованным.
Около 68% добываемого угля в России потребляется внутри страны. Анализ внутреннего потребления показывает, что оно практически не растет. Потребление угля для нужд металлургической промышленности хотя и находится на уровне, близком к 1988 г., однако значительно вырос объем экспорта готовой продукции этих отраслей (около 40%). Этим объясняется, что в условиях мирового финансового кризиса, положение предприятий, добывающих коксующиеся угли, особенно тяжелое.
Использование угля на электростанциях России почти в 2 раза ниже уровня 1988 г. Доля выработки электроэнергии на ТЭС на угольном топливе снижается, и в 2007 г. составила 14.6%, что ниже, чем на ГЭС (17.6%) и АЭС (15.7%).
Согласно опубликованному РАО "ЕЭС России" (2007 г.) проекту "Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года" предусматривается рост электропотребления в России к 2015 г. до уровня 1426 млрд. кВт·ч (1600 млрд. кВт·ч по максимальному варианту), т.е. увеличение в 1.4-1.6 раза.(10)
Существенно предполагается изменить структуру потребления топлива электрогенерирующими станциями: долю газа с 68.1% в 2006г. снизить до 56.4% в 2020 г., мазута от 3.6% в 2006 г. до 1.6% в 2020 г, долю угля увеличить с 25.3% в 2006 г. до 39.4% в 2020 г. "Генеральная схема…" предполагает, что с 2010 г. ежегодно будет вводиться около 13 ГВт мощностей - на порядок больше показателей 2000-2008 годов и в полтора раза больше того объема, который вводился в СССР в последнее десятилетие его существования.
Однако мировой финансовый кризис неизбежно вносит свои коррективы, и уже ожидается, что потребление угля внутри страны не будет расти по 4.2-5.2% в год, как было заложено в "Генеральной схеме…", в лучшем случае будет падать по 2-4% в год ближайшие 2-3 года. В связи с этим амбициозные проекты по вводу новых электрогенерирующих объектов существенно сокращаются и замораживаются.(2)
Кроме того, внутри самой угольной отрасли наметились новые тенденции, последствия которых негативно скажутся в ближайшем будущем. Это - отработка запасов с применением в основном одной технологии. На разрезах это транспортная система разработки с применением автомобильного транспорта для вывозки угля и вскрышных пород, приемлемая в различных горно геологических условиях, однако являющаяся наиболее затратной. На эту систему в Кузбассе приходится 84% добычи угля открытым способом. При этом за последние годы, никаких инновационных технологий на предприятиях не внедряется, за исключением замены парка эскавационного оборудования (механические экскаваторы заменятся на гидравлические).
Другие статьи
Технико-экономическое обоснование разработки инновационного проекта, снижающего трудоемкость изделия на предприятии отрасли
В настоящее время мировая экономика в большей степени представляет собой рыночную экономику, поэтому она требует постоянного пребывания новых видов промышленного производства, а учитывая, что современные технологии регулярно развиваются, то конкуренция весьма ощутима.
Все компании модернизируют тех ...