Проблемы развития угольной отрасли
Выделим основные проблемы отрасли:
· Малоразвитая транспортная инфраструктура, огромные расстояния перевозок.
· Низкий уровень использования угля в электроэнергетике.
Рассмотрим подробнее данные проблемы. Одним из ключевых ограничителей отрасли является недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, что усугубляется огромными расстояниями. Если снижение доступности и рост стоимости финансовых ресурсов носят временный характер, то недостаточная пропускная способность транспортной сети (железные дороги, порты, пр.) и логистические издержки являются постоянными ограничениями развития угольной отрасли. Основные угледобывающие мощности сосредоточены в Кемеровской области и Якутии. Издержки на транспортировку в таком случае становятся ключевым фактором в формировании цены. Среднее расстояние от кузбасских месторождений до портов Балтийского и Черного морей составляет 4500-5000 тыс. км, до восточных - 6000 тыс. км. В более выгодном положении находятся угольщики Якутии, которые находятся в 2500 тыс. км от дальневосточных портов, что позволяет предлагать уголь на рынки Азии по более конкурентоспособной цене. По данным Департамента ТЭК администрации Кемеровской области, транспортные издержки в настоящее время являются одной из главных составляющих стоимости Кузбасского угля и достигают в среднем от 35% до 40% от конечной цены. Отрицательно на развитии угольной промышленности сказывается низкая пропускная способность железнодорожной сети и портов. По этой причине в мае-июле 2008 года, когда цены и спрос на уголь были высоки, на складах угледобывающих компаний скопилось до 14 млн. тонн угля, что в 3 раза превышает все нормативы. С одной стороны, затоваривание складов снижает оборачиваемость капитала и генерирует дополнительные издержки, с другой стороны - отрицательно сказывается на качестве продукции и снижает пожарную безопасность предприятий.
Еще одной проблемой отрасли является низкий уровень использования угля в электроэнергетике. В производстве электроэнергии в России доля угля составляет 26%. По уровню использования угля в производстве электричества Россия значительно уступает странам с крупнейшими угольными запасами. Например, в США доля угля в производстве электричества составляет 50%, в Китае - 75%, в Японии, стране, которая уголь не добывает, - 25%. По существующей программе развития электроэнергетики РФ до 2025 года, доля угля в производстве электричества может вырасти до 40%. Для достижения данного показателя потребуется дополнительно около 25 млн. т угля. Увеличение доли угля в производстве электроэнергии до 40% позволит сэкономить 15 млрд. газа.
Отдельно следует отметить зависимость электростанций от определенной марки угля, добываемой на вполне конкретном месторождении. Зачастую ТЭС не имеют возможности маневра на рынке угля, их оборудование "заточено" под конкретного поставщика. Характерным примером является импорт энергетического угля из Казахстана. Экибастузский уголь, несмотря на невысокое качество, поставляется на российские ТЭС в ежегодном объеме до 35 млн. т. (6)
Сложности с переходом энергетики на уголь объясняются не только нехваткой угольной генерации, но и низкой долей переработки угля. Обогащение энергетических углей, по оценкам экспертов, в целом по стране составляет около 10-15%, а в Кузбассе доходит до 25%. В России работают станции, спроектированные под сжигание углей с зольностью 50%, при таких параметрах зольности половина угля, поступающего на станцию, попросту является балластом. Соотношение цен угля и природного газа также не мотивирует генеральные компании перейти с газа на уголь.(рис. 1, 2)
Другие статьи
Формирование производственной программы предприятия ООО Камилла
Устойчивое финансовое состояние промышленного предприятия
действующего в рыночной экономике может быть обеспечено при условии постоянного
совершенствования и развития производства с целью выпуска продукции,
соответствующей динамично меняющемуся спросу потребителей. Обеспечить это
соо ...