Совершенная конкуренция
Рынок, для которого характерна совершенная конкуренция, состоит из множества мелких предприятий, предлагающих покупателям однородную (стандартную) продукцию. В этой ситуации потребителю фактически безразлично у кого из производителей приобретать данные товары: продукты самых разных предприятий являются точными аналогами продуктов других предприятий отрасли.
Поскольку на рынке совершенной конкуренции объёмы производства и предложения продукции отдельными предприятиями составляют незначительную долю общего отраслевого выпуска, то ни один производитель из их общего числа не в состоянии повлиять на рыночную цену и должен рассматривать её как объективно заданную величину.
Действительно, для того или иного производителя было бы неразумным запрашивать за свою продукцию более высокую цену, чем существующая рыночная цена: покупатели просто откажутся от её приобретения, поскольку множество других предприятий продают идентичный товар по более низкой цене. Аналогично, производителю нет причин назначать на свою продукцию и более низкую цену, чем существующая рыночная цена: это привело бы лишь к уменьшению её прибыли. Следовательно в условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию конкретного предприятия является абсолютно эластичным: при любом, сколь угодно малом, повышении цены по отношению к объективно сложившейся рыночной объём спроса станет нулевым, а при любом снижении цены по отношению к рыночной объём спроса на продукцию предприятия превысит его производительные возможности.
Участники рынка совершенной конкуренции, ввиду отсутствия законодательных, технологических, финансовых и других барьеров, имеют возможность абсолютно свободного перемещения своих ресурсов между отраслями: любое предприятие, при желании, может беспрепятственно начать производство данного товара, либо, в случае необходимости, свернуть его производство, покинув рынок. Всем участникам рыночных сделок (как продавцам, так и покупателям) доступна информация о применяемой в производстве продукции технологии, о ценах на товары и услуги, складывающихся на рынке, о возможной прибыли. [2. с.4-7]
Теперь рассмотрим поведение фирмы в условии совершенной конкуренции при краткосрочном и долгосрочном периодах.
В краткосрочном периоде фирма продолжит производство даже в том случае, когда она не сможет получать прибыль, при условии, что цена окажется выше минимальных средних переменных издержек. В данной ситуации задачей фирмы станет минимизация убытков, возникших из-за снижения рыночной цены. Если цена окажется ниже минимальных средних переменных издержек, фирма предпочтёт остановить производство и закрыться.
В долгосрочном периоде, когда могут измениться все виды затрат (в том числе и те, которые в краткосрочном периоде были постоянными), решение фирмы об объёме выпуска продукции будет приниматься иначе, поскольку можно изменять всё производственные факторы, в том числе и размеры предприятия.
Равновесие на рынке будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из неё. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль исчезнет.
Другие статьи
Участие предпринимательства в инвестиционных проектах регионального и местного значения на территории Санкт-Петербурга
Участие
предпринимателей в региональных инвестициях объективно определяется их
тяготением к своей территории. В особенности это касается малого и среднего
бизнеса, который лучше знает локальный платежеспособный спрос в своем регионе
или даже отдельном городском районе. Возможности ло ...