Рыночные структуры: понятие и роль в анализе поведения фирмы
В первую очередь рассмотрим понятие рыночной структуры. Под рыночной структурой обычно понимается экономическая среда, в которой протекает конкуренция или, иными словами, соперничество между отдельными товаропроизводителями и предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг. Рыночная структура характеризуется рядом черт, среди которых можно выделить следующие:
. Количество производителей (потребителей) и их доля в рыночном объёме продаж (покупок), от которой зависит степень влияния каждого хозяйствующего субъекта на рыночную ситуацию;
. Условия вступления фирм в отрасль и выхода из неё, т.е. наличие (отсутствие) входных барьеров для появления нового производителя и возможность беспрепятственного выхода из отрасли. Спектр входных барьеров обширен: юридические барьеры - лицензирование экспорта, государственная регистрация видов деятельности, патенты; экономические - преимущества крупных производителей, которые в состоянии нести большие капитальные затраты на увеличение масштаба производства, но и одновременно снижая средние издержки; закрытость доступа к материальным ресурсам в силу их отсутствия на свободном рынке; исключительное право заниматься данным видом деятельности (авторские права);
. Степень контроля производителей над ценами: чем жестче контроль, тем менее конкурентен рынок и тем выше уровень рыночной власти;
. Характер продукции - однородный либо дифференцированный продукт. Степень дифференциации продукта существенно влияет на уровень конкуренции на рынке;
. Доступность информации - осведомленность покупателей и продавцов о ценах на товары и ресурсы определяет характер их стратегического поведения. [1. c.36-37]
Всё многообразие рыночных структур можно разделить на следующие два вида: рыночные структуры, для которых характерна совершенная конкуренция и рыночные структуры, для которых характерна несовершенная конкуренция. В свою очередь рыночную структуру с несовершенной конкуренцией принято подразделять на следующие три основных типа: рынок где доминирует монополистическая конкуренция, олигополистический и монополистический рынки. Остановимся более подробно на каждой из выделенных нами рыночной структуре.
Другие статьи
Сущность инвестиций. Основные понятия инвестирования
инвестирование эффективность
Одной из важнейших сфер деятельности любой фирмы являются инвестиционные
затраты, т.е. операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию
проектов различного рода, которые будут обеспечивать получение фирмой выгод в
течение периода, превышающего ...