Модель человека в английской классической школе
Столь же реалистичен подход Смита и к другим компонентам модели человека: его интеллектуальным способностям и информационным возможностям. Индивид, согласно Смиту, далеко не всегда может предвидеть последствия своих поступков. Более всего он компетентен в том, что затрагивает его личные интересы.
Риккардо с помощью дедукции из нескольких абстрактных предпосылок - убывающего плодородия почвы, мальтусовского закона народонаселения и собственного интереса как основного мотива экономической деятельности - сделал далеко идущие выводы относительно долгосрочного движения заработной платы, нормы прибыли и ренты и таким образом вывел законы распределения доходов между основными общественными классами. При этом у него отсутствует какое-либо эксплицитное изложение допущений относительно человеческой природы. Предпосылка собственного интереса проявляется у Рикардо главным образом в допущении о выравнивании норм прибыли в разных отраслях путем перелива капитала. При этом, как и у Смита, собственный интерес не сводится к чисто денежному.
Как и Смит, Рикардо отмечал специфику экономического поведения отдельных классов, среди которых лишь капиталисты до некоторой степени ведут себя в соответствии с логикой собственного интереса, но и это стремление модифицируется различными привычками и предрассудками, например упрямым нежеланием расставаться с гибнущим предприятием или предубеждением против выгодных вложений капитала за границей. Что же касается рабочих, то их поведение, как отмечал Рикардо, подчинено привычкам и инстинктам, а землевладельцы представляют собой праздных получателей ренты, не властных над своим экономическим положением.
В произведениях английских классиков - в явном виде у Смита и в неявном у Рикардо - использовалась модель человека, которая характеризуется:
1) определяющей ролью собственного интереса в мотивации экономического поведения;
) компетентностью (информированностью + сообразительностью) экономического субъекта в собственных делах;
) конкретностью анализа - учитываются классовые различия в поведении и различные, в том числе не денежные, факторы благосостояния.
Значение этой модели человека для истории экономической мысли состоит прежде всего в том, что с ее помощью политическая экономия выделилась из моральной философии как наука, имеющая свой предмет - деятельность экономического человека. Главной теоретической проблемой, которую позволяла решить принятая на вооружение классической школой модель человека, была проблема межотраслевой конкуренции, движения капитала, выравнивания нормы прибыли - процессов, соединяющих хозяйственную деятельность разрозненных эгоистов в гармоничную общественную систему.
Другие статьи
Хозяйственная деятельность ОДО Инторекс
Отчета о практике по бухгалтерскому учету и отчетности
...