Учёт поступления, выбытия основных средств и порядок проведения их инвентаризации
Д 91.2 - К 01.2 - списана остаточная стоимость основных средств;
Д 91.2 - К 76, 10, 70, 69 - отражение сумм расходов, связанных с разборкой и демонтажем;
Д 10 - К 91.1 - оприходование материалов, полученных в результате списания;
– Д 91.9 - К 99 - отражение сумм прибыли от списания объектов.
Внутреннее перемещение основных средств из одного отдела в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств (форма № ОС-2) (приложение 10). Накладную выписывает в двух экземплярах работник отдела-сдатчика. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.
Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств устанавливается порядок отражения и проведение в бухгалтерском учёте инвентаризация основных средств, ее целью является подтверждение наличия основных средств в организации [16]. Инвентаризация основных средств в организации проводиться в следующих случаях:
реорганизация предприятия;
стихийные бедствия;
смена материально ответственных лиц;
составлением годового бухгалтерского отчета;
факты хищения, и порчи имущества;
в иных случаях.
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда библиотек - один раз в пять лет. Иные сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель организации, и определяет состав инвентаризационной комиссии. Перед проведением инвентаризации уточняется правильность оформления первичной учётной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.). Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения.
Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (форма ИНВ-1) (приложение 11) ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера, основных технических или эксплуатационных показателей [5, c. 177]. Неучтённые основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись.
На основные средства, используемые предприятием на условиях аренды, независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная), составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес арендодателя. Объекты, которые в учёте относятся к активной части основных средств (машины, оборудование, транспортные средства), показываются в инвентаризационной описи с подробной расшифровкой их технической характеристики и заводского инвентарного номера.
Основными задачами инвентаризации основных средств являются проверка:
фактического наличия основных средств;
законности и правильности операций поступления, перемещения и выбытия основных средств;
определения первоначальной стоимости основных средств;
их документального оформления;
своевременности и правильности начисления амортизации и отнесения ее на себестоимость продукции (работ, услуг);
определения остаточной стоимости основных средств;
отражения на счетах бухгалтерского учёта операций по движению основных средств.
Если при проведении инвентаризации основных средств обнаружено несоответствие фактических данных данным бухгалтерского учёта, то составляется ведомость учёта результатов, выявленных инвентаризацией. Выявленные излишки основных средств приходуют по рыночной стоимости по дебету счёта 01 «Основные средства» с кредита счёта 91 «Прочие доходы и расходы». При недостаче и порче объектов основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счёта 01 «Основные средства» в дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а сумму амортизации - с кредита счёта 01 в дебет счёта 02 «Амортизация основных средств». При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным (рыночным) ценам, действовавшим в данной местности на день причинения ущерба, и списывают с кредита счёта 94 в дебет счёта 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям». Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету счёта 94 и кредиту счёта 98 «Доходы будущих периодов». По мере погашения задолженности её виновником соответствующую часть списывают со счёта 98 в кредит счёта 91 «Прочие доходы и расходы». Если конкретные виновники не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то недостающие и испорченные основные средства списывают у организаций с кредита счета 94 на финансовые результаты у коммерческой организации (счёт 91) или увеличение расходов у некоммерческой организации [5, c. 178].
Другие статьи
Формирование прибыли торгового предприятия и оценка перспектив ее роста (на материалах ООО Универмаг Советский)
Основную
цель деятельности любого торгового предприятия составляет максимизация прибыли.
Возможности её получения ограничены, во-первых, издержками и, во-вторых,
спросом на продукцию. Поэтому в системе экономического анализа, большое
значение имеет исследование закономерностей формир ...