Внешние эффекты и распределение прав собственности
Таким образом, важно не то, кто именно владеет данным ресурсом, а то, что хоть кто-то владеет им. Если это условие соблюдено, тогда появляется возможность для рыночных операций с этим ресурсом, для его передачи по цепочки рыночных обменов. Сам факт наличия прав собственности и четкого их разграничения важнее вопроса о наделении ими тех или иных участников.
Из теоремы Коуза вытекают несколько важных выводов.
Во-первых, внешние эффекты носят обоюдный характер. Фабричный дым причиняет вред городским жителям, но запрет на выбросы оборачивается убытками для хозяина фабрики, а стало быть, и для потребителей его продукции. С экономической точки зрения, речь должна идти не о том, "кто виноват", а о том, как минимизировать величину совокупного ущерба. Во-вторых, источником экстерналий в конечном счете служат размытые или неустановленные права собственности. Не случайно основным полем конфликтов в связи с внешними эффектами становились ресурсы, которые из категорий свободных перемещались в категорию редких (вода, воздух) и на которые поэтому до того никаких прав собственности, в принципе, не существовало.
В-третьих, ключевую роль в успешной работе рынка играют трансакционные издержки. Если они малы, а права собственности четко определены, то рынок способен сам, без участия государства устранять внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению. При этом не будет иметь значения, кто именно обладает правом собственности - скажем, городские жители на чистый воздух или владелец фабрики на его загрязнение. Участник, способный извлечь из обладания правом наибольшую выгоду, просто выкупит его у того, для кого оно представляет меньшую ценность.
Институты собственности имеют прямое отношение к проблеме использования ограниченных ресурсов: их существование способствует мирному разрешению конфликтов экономических интересов: создавая юридическую рамку для рыночного обмена, они повышают благосостояние общества.
Заключение
Внешние эффекты - это издержки или выгоды от рыночных операций, не нашедшие отражения в ценах. Эти эффекты являются «внешними» по отношению к рыночным ценам и воздействуют на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках.
Различают: совокупные внешние издержки - совокупный ущерб, наносимый третьим лицам; предельные внешние издержки - дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, не оплачиваемые производителем и перекладываемые на третьих лиц; предельные общественные издержки, равные сумме предельных издержек производства фирмы и предельных внешних издержек.
Формы внешних эффектов разнообразны. Различают: отрицательные и положительные внешние эффекты; технологические и денежные; экстерналии производства, потребления, смешанные (производство - потребление, потребление - производство); предельные и интрамаржинальные; Парето-непротиворечивые и Парето-противоречивые; позиционные, сетевые, интернализируемые государством или рынком.
Причиной существования внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы, что приводит к искажению стоимости ресурса для альтернативных способов его использования.
Условием устранения потерь эффективности, вызванных внешними эффектами, является обеспечение равенства между общественными предельными издержками и общественными предельными выгодами.
Для полноты оценки издержек по производству благ и использованию прав собственности Р. Коуз ввел понятие трансакционных издержек, или издержек по спецификации (установлению) правомочий собственности различных видов (распоряжение, владение и т.д.). Величина трансакционных издержек определяет, какие контракты по передаче прав собственности будут заключены, с тем чтобы внешний эффект был оплачен. Если величина трансакционных издержек ничтожно мала, то при сделке достигается эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности.
Другие статьи
Теория спроса и предложения
Актуальность исследования: Изучая теорию спроса и предложения, мы
считали, что рассматриваемый рынок, в рамках которого взаимодействуют спрос и
предложение, является неизменным и однородным. В реальной действительности
национальный рынок состоит из множества отраслей. Каждая отрасль ( ...