Статистическое исследование цен и ценообразования
Особое значение имеет анализ структуры розничных цен и их динамика. В статистике цен применяются индивидуальные индексы, индексы Ласпейреса, Паше, агрегатные и средние из индивидуальных индексов, индекс Фишера, а также индекс пространственно-территориальных сопоставлений (индекс Эджворта-Маршалла). Индекс Лайспейреса, как правило, больше индекса Паше. ИПЦ, рассчитанный по ф-ле Лайспейреса, показывает, как изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы уровень и структура потребления остались без изменений. Однако структура потребительских расходов изменяется, поэтому принято считать, что индекс Лайспейрес завышает, а индекс Паше - занижает инфляцию.
Индекс потребительских цен включает: 1. сводный ИПЦ, характеризующий изменение стоимости фиксированного (базового) полного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью (по структуре потребления семей по данным бюджетных обследований); 2. сводный ИПЦ, показывающий изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг без товаров необязательного пользования; 3. ИПЦ для отдельных социально-экономических групп населения, характеризующих изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых группами населения (пример пенсионеров) могут исчисляться групповыми индексами цен;4. индекс стоимости прожиточного минимума, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, соответствующего минимальному потребительскому бюджету;5. сводные индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району.
Данными для расчета ИПЦ являются данные об изменении цен, полученных путем регистрации цен и тарифов на потребительском рынке, и данных о фактической структуре потребительских расходов населения за предыдущий год.
Индексы цен производителей продукции характеризуют динамику изменения цен и определяются на основе наблюдения за их изменением путем регистрации цен на товары-представители. Регистрации подлежат фактические цены на производственную и отгруженную продукцию без НДС, акцизов и др. налогов.
Динамика средних цен на однородную продукцию определяется по формулам:
изменение средних цен м. б. вызвано изменением цен в разных формах торговли и структурными сдвигами. Для характеристики влияния этих процессов исчисляются индексы фиксированного состава и структурных сдвигов:
Для разных видов товаров и услуг помимо общеизвестных вычисляется индексы по методикам:
Эджворта-Маршалла -
Фишера («идеальная« формула)
Статистика вариации цен. Для изучения собственно вариации цен используются традиционные методы анализа, основанные на вычислении таких показателей, как размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
Связанная (зависимая от факторов) вариация цен изучается с помощью дисперсионного анализа.
При наличии эмпирической зависимости между уровнем цен и влияющих на него факторов анализ дополняется расчетом коэффициента эластичности.
Применяемый для фактических данных эмпирический коэффициент эластичности А. Маршалла вычисляется по ф-ле:, где и -абсолютные приросты соответственного факторного признака и цены; х и р - базовые значения соответственно факторного признака и цены (в качестве факторного признака может быть принят, например уровень доходов населения).
Другие статьи
Формирование бюджета движения денежных средств на предприятии
Актуальность работы состоит в том, что планирование движения денежных
средств - один из наиболее важных аспектов организации операционного цикла и
создание целостной и эффективной системы управления. Бюджет движения денежных
средств является основным документом финансового планировани ...