Функции и прочие инструменты
Существуют различные способы формализации предпочтений неодинаковых групп потребителей, из которых вытекают другие уровни количественной соизмеримости полезности благ. Это выражается порядковой (ординалистской) или количественной (кардиналистской) функциями полезности.
Порядковая функция полезности выражает только определенную последовательность, порядок, в котором располагаются классы безразличия или группы равноценных для данного потребителя наборов благ (благ, обладающих одинаковой полезностью). На практике потребитель с порядковой функцией полезности всегда может сказать, чему он отдает предпочтение, хотя не может определить, почему один выбор лучше другого.
Количественная же функция полезности возникает в том случае, когда покупатель не только может определить расстановку и последовательность классов безразличия, но и указывает, как оценивает разность в уровнях благосостояния, соответствующих каждому из этих классов. При этом можно сравнивать не только сами значения функций полезности, но и их изменения. [8]
Фактически это означает, что потребитель в любой ситуации оказывается в состоянии определить не только свои предпочтения как таковые, но и их интенсивность, поскольку может указать, что для него разность в уровнях благосостояния при сравнительном потреблении разных наборов больше, меньше или равна разности в степени удовлетворенности при сравнительном потреблении других наборов.
Потребность - это желаемое состояние, которое потребитель достигает с помощью определенных благ. Благо - предмет, вещь, услуга, способные удовлетворять потребности, как правило, предмет предшествующего производства. Для блага очень важно свойство отчуждаемости (свойство быть объектом собственности и выступать в качестве объекта купли-продажи). Блага, обладающие этими свойствами, называются экономическими благами. Существуют также неэкономические блага.
Существуют различные способы классификации потребностей и благ. Один из них - пирамида Маслоу:
Рис 1.3
Классификации учитывают такие объективные свойства благ, как дополняемость и замещаемость, очередность в удовлетворении потребностей, насыщение и замещение одного блага другим, комплексность.
Существуют два основных подхода к изучению потребительского поведения: эмпирический (статистический) и теоретико-экономический способ. [1] В эмпирическом способе изучаются процессы реального потребления, закупок товаров различного вида по группам населения. Ведется статистика потребительских расходов, появляются обобщения об образцах потребительского поведения по странам, по отдельным регионам, по группам населения с различными доходами. Существуют даже закономерности, например, закон Рейли (он исследовал, как население покупает товары в двух соседних больших магазинах, формула похожа на закон всемирного тяготения). Однако статистика исследует не вкусы потребителей, а реально совершенные закупки. Поэтому мы не можем анализировать все возможные варианты потребительского поведения. Тем не менее, в рамках статистического подхода определен ряд понятий, которые затем были использованы в экономической теории, например, потребительская корзина.
Понятие потребительской корзины иногда используют в расширенном плане, включая в него показатели: доступность и качество услуг медицины, образования, наличие и развитость общественного транспорта и т.д. - таким же образом появляется понятие «уровень жизни».
Другие статьи
Страховая компания РЕСО-Гарантия
Общие сведения о компании
РЕСО-Гарантия - универсальная страховая компания, созданная в 1991 году.
Компания имеет лицензию на 104 вида страховых услуг и перестраховочную
деятельность.
РЕСО-Гарантия предоставляет широкий спектр услуг по страхованию
физических и юридических лиц. П ...