Развитие идеи ассоциированного хозяйства в деятельности Родрига, Анфантена и Базара
В последние годы жизни у Сен-Симона наиболее ревностными его учениками были Оленд Родриг, Сент-Аманд Базар и Бартелеми Проспер Анфантен (1796-1864), который лично знал Сен.-Симона очень мало. Тотчас по смерти учителя все его ученики, собранные Родригом, решили не разлучаться и продолжать его дело.
В том же 1825 г. они предприняли издание журнала «Producteur», задуманное ещё Сен.-Симоном; в нем приняли участие, кроме названных уже лиц, Бюшез, Руан, Лоран, Галеви, Бланки, Каррель, Конт и др., из которых некоторые (напр., трое последних) довольно скоро порвали всякие отношения с сен.-симонистами вследствие того мистическо-сектантского характера, который приняла школа в первые же годы своего существования. Разработке идей в журнале было отведено немного места: печатались преимущественно статьи о технологии, финансах, промышленности и т.д. В политическую борьбу между роялистами и либералами журнал совершенно не вмешивался; либерализм, в глазах сен.-симонистов, был религиозным и политическим протестантизмом, то есть принципом отрицательным, не способным лечь в основу общественной организации.
Будучи, в сущности, демократичным по своим стремлениям, «Producteur» в то же время высказывался против народовластия и абсолютного равенства, а его антииндивидуалистическое направление сказывалось, между прочим, в отрицании принципа свободы совести. Равнодушие публики и недостаток средств заставили прекратить издание «Производителя» уже в 1826 г. Но школа не распалась: она продолжала вести деятельную устную и письменную пропаганду своих идей, главным образом среди интеллигентной молодёжи. Особенным успехом пользовался открытый в 1828 г. курс лекций.
Лекции посещались главным образом учащеюся молодёжью, мало знакомой с жизнью, философией и общественными науками. Сен.-симонизм казался ей новым религиозным откровением, имевшим целью улучшение быта «самого многочисленного и самого бедного класса народа».
Лекции читались Базаром, который отличался способностью облекать мысль в наиболее привлекательную и убедительную форму, но план, главные положения, отчасти само развитие их были трудом коллективным, преимущественно же делом Анфантена, отличавшегося наибольшей последовательностью и смелостью. Чтения продолжались два года и печатались в «Organisateur», а затем вышли отдельной книгой, названной «Doctrine de S.-Simon», хотя Сен.-Симону здесь принадлежали разве лишь самые общие положения, развитие же их принадлежало его ученикам. Книга делилась на две части: начиналась критикой всех главных сторон человеческих отношений - науки, искусства, промышленности, общественной жизни, религии, воспитания, законодательства, собственности, - она переходила к коренной политической и экономической реформе общества и заканчивалась новой религиозной системой с её догматами, культом и иерархией.
Требуя полной перестройки общественных отношений на совершенно новых началах, сенсимонизм рассчитывал достигнуть возрождения человечества исключительно путём убеждения, силою слова. Средства к этому он видел в воспитании: оно, прежде всего, должно развивать чувства долга и привязанности к истинным вождям общества, в которых совмещаются власти и законодательная, и судебная. Все должны подчиняться им, все должны склоняться перед их авторитетом. Личную самодеятельность в промышленности, науке и искусстве сенсимонисты уничтожали: всякий частный человек может и должен заниматься только тем, что ему будет указано свыше; определению подлежит даже направление, цель и качество его труда. В писаных законах нет надобности: в будущем законами должны служить объявления начальства.
Другие статьи
Уровень и качество жизни населения как основные критерии устойчивого социально-экономического развития общества в Республике Беларусь
Уровень жизни (благосостояние) населения - сложное социально
- экономическое понятие. Знания об уровне жизни всего дает анализ условий
(потребностей), удовлетворение которых необходимо для жизнедеятельности.
Важнейшие среди них (первая группа потребностей) - питание, потребление одежд ...