Цена как элемент рыночного механизма
Цены являются одним из важнейших рычагов государства для активного воздействия на развитие сельского хозяйства. Особенно велика их стимулирующая функция. Это обуславливается обычно увеличением доли прибыли, включенной в состав цены. Чем больше эта доля, тем выше заинтересованность предприятий в расширении производства продукции, учитывая это государство в ряде случаев использует цены в качестве фактора, побуждающего рост производства.
Воздействие цен проявляется также и в стимулировании производства наиболее качественной продукции, в организации равномерного ее поступления в течение года, внедрении достижений научно-технического прогресса. Цены на новую технику должны устанавливаться с учетом экономического эффекта, который дает ее применение, с тем чтобы она была выгодна и производителю и потребителю.
Процесс формирования цен на продукцию сельского хозяйства имеет свои особенности, обусловленные спецификой отрасли, производство которой в большой степени испытывает влияние природно-климатических условий. Несмотря на развитие процесса интенсификации в сельском хозяйстве наблюдаются различия в продуктивности земли и скота и издержках производства, обусловленные с одной стороны природными (климат, рельеф. Почвы, осадки), с другой - экономическими факторами (обеспеченность ресурсами, специализация и др.). Совокупность действия экономических законов и законов природы в сельском хозяйстве обуславливает учет при образовании природно-климатических условий.
В сельском хозяйстве в отличие от промышленности производство носит, как известно, сезонный характер, рабочий период в нем не совпадает с временем производства. Эта особенность сельского хозяйства определяет формы и методы организации труда, неравномерность получения основной массы продукции в течение года. В свою очередь, это обуславливает неравномерность издержек производства, поступления средств от реализации продукции, а также потребность в них в течение года, что учитывается при ценообразовании.
Для смягчения сезонности и более полного использования производственных ресурсов в сельском хозяйстве сочетают несколько товарных отраслей, что дает возможность производить различные виды продукции. Рациональное соотношение между затратами и уровнем цен на эти виды продукции должно стимулировать такое сочетание отраслей и специализацию производства, при которых получение продукции в данных конкретных условиях будет экономически выгодным.
Формирование цен на продукцию сельского хозяйства осуществляется на основе общих принципов, имеющих силу как для промышленного так и сельскохозяйственного производства. Основными принципами экономического обоснования закупочных цен являются следующие:
1. Необходимость обеспечения возмещения себестоимости продукции. Цены на все виды продукции сельского хозяйства должны обеспечить всем сельскохозяйственным предприятиям во всех регионах страны при нормальных условиях ведения хозяйства возмещение затрат на производство продукции. Закупочная цена должна прежде всего обеспечить возмещение оплаты труда и стоимости потребленных средств производства на общественно нормальном уровне. Себестоимость выступает в качестве минимальной границы цены, так как если через цены не будут возмещены расходы на производство и реализацию продукции, то будут нарушены принципы материальной заинтересованности и условия для продолжения процесса производства. Цена (Ц) должна быть как минимум равна себестоимости: Ц=С.
Это не означает, что общество возмещает всякие затраты. Общество возмещает лишь тот уровень затрат, который носит объективный в данных условиях характер.
2. Создание необходимых накоплений для обеспечения расширенного воспроизводства и экономического стимулирования. Восстановление только себестоимости продукции позволяет предприятиям осуществлять лишь простое воспроизводство, но для экономического потенциала общества необходимо расширенное воспроизводство. Поэтому закупочные цены должны обеспечить наряду с возмещением издержек производства также достаточную прибыль для расширенного воспроизводства и служить инструментом передачи в государственный централизованный фонд части чистого дохода, созданного в сельском хозяйстве. Следовательно, цена должна быть выше себестоимости.
В то же время экономически обоснованные цены не должны превышать стоимость продукции (нижней границей цены является себестоимость). Основой цены является стоимость. Но поскольку она не определяется, то практически при расчете закупочных цен за основу принимается отраслевая и зональная себестоимость. Таким образом, себестоимость выступает как расчетная основа цен, она должна состоять из величины себестоимости и определенной части прибыли:
Ц= С +ПР
. Дифференциация цен по зонам. Наша страна имеет разнообразные природно-экономические условия производства сельскохозяйственной продукции, что обуславливает различный уровень затрат. Это предопределяет необходимость учета природно-климатического фактора при установлении закупочных цен, в зависимости от месторасположения хозяйства.
Другие статьи
Формирование финансового результата деятельности предприятия ООО Заря
Одним из основных требований функционирования предприятий в
условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности,
возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах
прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предп ...