Формы осуществления общественных расходов
Как уже было отмечено, общественные расходы представляют собой целенаправленное использование ресурсов государственного сектора для удовлетворения потребностей в общественных благах и реализации перераспределительных мероприятий, оправданных с позиции социальной справедливости.
Целевое начало и неразрывно связанные с ним идеи рациональности и эффективности призваны определять, направления, формы, структуру и масштабы этих расходов. Задачи, решаемые в сфере расходования общественных средств, можно разделить на три группы.
Во-первых, это оказание социальной помощи тем членам общества, которые не имеют возможности самостоятельно себя обеспечить. К данной категории общественных расходов относятся, например, пособия, выплачиваемые инвалидам.
Во-вторых, это обеспечение обязательного страхования на случай болезни, безработицы и т.п. Для этой категории расходов в отличие от предыдущей суть процесса не сводится к перераспределению, а имеет место своеобразное предварительное аккумулирование средств, в том числе иногда и личных средств, застрахованных с целью последующей выплаты при наступлении страхового случая.
В-третьих, это производство и приобретение материальных благ и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей в которых берет на себя государство.
Общественные расходы могут осуществляться в формах финансирования эксплуатационных расходов организаций общественного сектора, закупок товаров и услуг, субсидирования предприятий и организаций, поставляющих продукцию на рынок, а также денежных выплат и натуральных выдач лицам, охваченным программами социальной помощи и страхования. Перечисленные формы зачастую выступают в качестве взаимозаменяемых, либо взаимодополняемых.
Расходы общественного сектора обязательно отражаются в бюджетах всех уровней. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Для выяснения роли бюджетных расходов в социально-экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существует несколько критериев классификации расходов бюджета.
В первую очередь, расходы бюджета подразделяют по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяют текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы включают затраты на государственное потребление (содержание производственной и социальной инфраструктуры, закупки товаров и услуг, текущие расходы государственных учреждений), субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, социальные трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу. Эти виды затрат отражаются в бюджете текущих расходов.
Капитальные расходы представляют собой бюджетные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост оборотных фондов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субвенции и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, региональным и местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете развития.
Важный критерий классификации расходов бюджета - функциональный. В российской бюджетной практике выделяются следующие группы расходов:
1) финансирование народного хозяйства;
) финансирование социально-культурных мероприятий;
) финансирование науки;
) финансирование обороны;
) содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
) расходы на внешнеэкономическую деятельность;
) создание резервных фондов;
) расходы по обслуживанию государственного долга;
Другие статьи
Структурно-инвестиционная политика государства РК
Казахстан
занимает территорию в 2,7 млн. кв. км, то есть, по площади приблизительно равен
Западной Европе, и является девятой по величине страной в мире. Находясь на
перекрестке бывшего Шелкового Пути, являющегося прибыльным торговым путем между
Китаем и Западом, Казахстан может стат ...