Виды цен
В экономической практике существует различные виды цен. Все они взаимосвязаны между собой, иерархически соподчинены, дополняют друг друга, в силу чего образуют систему цен. Ценовая система - это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между участниками национального и мирового рынков.
СИСТЕМА ЦЕН:
. По сфере обслуживания национальной экономики:
· оптовые на продукцию промышленности
· закупочные на продукцию сельского хозяйства
· тарифы транспорта
· на потребительские товары
· тарифы и услуги
· внешнеторговые
экспортные
импортные
Оптовые цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям или сбытовым организациям, обычно крупными партиями (оптом);
Закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий или у фермеров; по характеру сделок их также можно отнести к оптовым ценам;
Тарифы транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;
На потребительские товары - используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;
Тарифы и услуги - система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.
Внешнеторговые цены- цены, формирующиеся в рамках внешнеторговой и таможенной политики, проводимой государством.
Экспортные цены - это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке.
Импортные цены - это цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги - акциз и налог на добавленную стоимость.
. По степени участия государства в ценообразовании:
· рыночные
· свободные
· монопольные
· демпинговые
· регулируемые:
фиксированные
предельные
Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.
Свободные цены складываются под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.
Монопольные цены (высокие, низкие) формируются в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования.
Демпинговые цены - являются сознательно заниженным одним или несколькими субъектами ценообразования по сравнению со сложившимся рыночным уровнем цен. Они используются как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объёма продаж.
Регулируемые цены - это цены, которые складываются на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Они подразделяются на:
фиксированные - регулируемые цены твёрдо определённой величины (например, на газ, электроэнергию-и теплоэнергию, перевозку грузов)
предельные - регулируемые цены, ограниченные нижним или верхним пределом, предельными размерами снабженческо - сбытовых или торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности.
. По стадиям ценообразованиям:
· оптовые изготовителя
· оптовые отпускные
· оптовые закупки
· розничные
Розничные - цены, по которым товары реализуются конечному потребителю - населению, так как данные товары являются в основном продукцией потребительского назначения. Использование розничных цен обычно сопровождается наличными расчетами.
. По транспортной составляющей:
· франко-склад поставщика
· франко- станция отправления
· франко- вагон - станция назначения
· франко - склад потребителя
Все эти цены отличаются величиной транспортных расходов, включаемых в цену продажи. Выбор вида франко зависит от конкретных условий производства и реализации данного товара, величины транспортных расходов по его доставке.
В зависимости от органа, утвердившего цены, различают регулируемые и свободные (рыночные) цены. Регулируемые цены утверждаются Министерством экономики и финансов.
Свободные оптовые цены на продукцию (услуги) производственно-технического назначения устанавливаются изготовителями по согласованию на равноправной основе с потребителями продукции и применяются с учетом налога на добавленную стоимость при расчетах изготовителей со всеми потребителями.
В системе свободных цен на товары народного потребления функционируют отпускные и розничные цены. Свободные (отпускные) цены на товары народного потребления устанавливаются (с учетом налога на добавленную стоимость и спецналога) изготовителем товаров по согласованию на равноправной основе с розничными торговыми и другими организациями, реализующими товары населению, внерыночными потребителями, а также посредниками.
Другие статьи
Формирование бизнес-плана торгового предприятия на примере магазина цветов
В настоящее время в России насчитывается уже несколько
миллионов частных предпринимателей. Данная сфера деятельности в обязательном
порядке сопряжена с риском и необходимостью принимать самостоятельные и
взвешенные решения. Приняв решение об открытии собственного дела,
предпринимател ...