Достоинства и недостатки монополистической конкуренции
микроэкономика монополистический конкуренция
Существует статическая и динамическая теории монополии и монополистической конкуренции. С позиции статического подхода рассматриваются следующие недостатки монополии:
- средние издержки монополиста могут превышать возможный минимальный уровень, т.к. они перекладываются на потребителей;
- применение недобросовестной рекламы, вводящей в заблуждение потребителей для понижения чувствительности их спроса к повышению цены;
- возможно возникновение и развитие замкнутого цикла стагнации производства (уменьшение выпуска для повышения цены - снижение занятости - уменьшение доходов, спроса и потребления; новый цикл уменьшения выпуска и т.д.)
В динамической теория монополии, которой придерживались экономисты австрийской школы (основоположник - Й. Шумпетер), внимание сосредоточено на преимуществах монополии. С позиции динамического подхода считается ошибочным фокусирование последователей статического подхода на ценовой конкуренции, поскольку она не является определяющей в отрасли. Фирмы разрушают своими инновациями саму структуру отраслей (шумпетерианская конкуренция и гиперконкуренция). В этих условия проявляются следующие достоинства монополии:
- стабильность роста выпуска при «созидательном разрушении», т.к. фирма-монополист в долгосрочном периоде защищена от конкуренции и может развивать исследования и разработки;
- инновации, внедряемые монополистом, в долгосрочном периоде приводят к уменьшению затрат до уровня, недостижимого в условиях совершенной конкуренции;
- рекламная информация является добросовестной, по крайней мере, в долгосрочной перспективе, т.к. потребители мыслят рационально, а производители не являются фирмами «однодневками».
Подход статической теории монополии в большей степени применим к зрелым отраслям, а динамической - к растущим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Структурно современная экономическая теория делится на два раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.
Микроэкономика рассматривает положение продавцов, покупателей, их взаимодействие, механизм формирования цен и т.д., т.е. начинает с анализа рынка вообще. Микроанализ имеет дело с описанием поведения экономических агентов - субъектов рыночной экономики. Микроэкономика изучает, как в условиях рыночной экономики организовано взаимодействие экономических агентов, посредством которых осуществляется распределение ресурсов для производственной деятельности и последующего потребления.
Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определённый контроль над продажной ценой товара (или услуги).
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.
Примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.
Суть монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. В краткосрочном периоде поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции во многом аналогично поведению монополии. Так как товар данной фирмы отличается от товаров фирм-конкурентов особыми качественными характеристиками, которые нравятся определённой категории покупателей, тогда фирма может поднять цену своего товара без падения продаж, потому что достаточное число потребителей готово заплатить более высокую цену. Как и монополия, фирма несколько недопроизводит продукцию и завышает на нее цену. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров.
Другие статьи
Технико-экономическое обоснование разработки инновационного проекта, снижающего трудоемкость изделия на предприятии отрасли
В настоящее время мировая экономика в большей степени представляет собой рыночную экономику, поэтому она требует постоянного пребывания новых видов промышленного производства, а учитывая, что современные технологии регулярно развиваются, то конкуренция весьма ощутима.
Все компании модернизируют тех ...