Характерные черты монополистической конкуренции
микроэкономика монополистический конкуренция
Понятие «монополистическая конкуренция» восходит к одноименной книге американского экономиста Эдуарда Чемберлина (1899-1967), опубликованной в 1933 г.
Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.
Основные черты монополистической конкуренции:
1. Дифференциация продукции.
Дифференциация продукции - ключевая характеристика данной рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.
Дифференциация товаров может быть основана на:
- физических характеристиках товара;
- месторасположении;
- «мнимых» различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием.
Дифференциацию иногда делят на горизонтальную и вертикальную:
- вертикальная основана на делении товаров по качеству или какому другому схожему критерию, условно на «плохие» и «хорошие» (выбор телевизора - «Темп» или «Panasonic»);
- горизонтальная предполагает, что при примерно равных ценах покупатель делит товары не на плохие-хорошие, а на соответствующие и не соответствующие его вкусу (выбор автомобиля - Volvo или Alfa-Romeo).
Создавая свой собственный вариант продукта, каждая фирма приобретает как бы ограниченную монополию. Существует только один производитель бутербродов Биг Мак, только один производитель зубной пасты Аквафреш, только один издатель журнала Экономическая школа и т.д. Тем не менее, они все сталкиваются с конкуренцией со стороны компаний, предлагающих товары-заменители, т.е. действуют в условиях монополистической конкуренции.
Дифференциация товаров создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, так как многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако данное влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм. Перекрестная эластичность по спросу между товарами монополистических конкурентов является достаточно высокой. Кривая спроса имеет небольшой отрицательный наклон (в отличие от горизонтальной кривой спроса при совершенной конкуренции) и также характеризуется высокой эластичностью спроса по цене.
2. Большое количество продавцов.
Аналогично совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция характеризуется большим количеством продавцов, так что отдельная фирма занимает небольшую долю отраслевого рынка. Как следствие, монополистически конкурирующая фирма обычно характеризуется как абсолютно, так и относительно малыми размерами.
Большое количество продавцов:
- с одной стороны, исключает возможность сговора и согласованных действий между фирмами с целью ограничения объема выпуска и повышения цен;
- с другой - не позволяет фирме существенным образом влиять на рыночные цены.
3. Относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли.
Вхождение в отрасль обычно не затруднено, что связано с:
- малым эффектом масштаба производства;
- небольшими первоначальными инвестициями;
- небольшим размером уже действующих предприятий.
Вместе с тем из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к фирменной марке вхождение на рынок более сложно, чем при совершенной конкуренции. Новая фирма должна не только производить конкурентоспособную продукцию, но и быть способной привлечь к себе покупателей уже действующих фирм. Это может потребовать дополнительных издержек на:
- усиление дифференциации своей продукции, т.е. обеспечение ей таких качеств, которые отличали бы ее от уже имеющихся на рынке;
- рекламу и стимулирование сбыта.
Другие статьи
Характеристика предприятия ИП Кальчук Ю.А.
В
соответствии с учебным планом я проходила производственную практику у ИП
«Кальчук Ю.А» с30 апреля 2012 по 2 июня 2012 года.
Я
была принята для прохождения преддипломной практики на должность помощника
юриста.
В
процессе прохождения практики я ознакомилась:
с
уставом пред ...