Роль и место банков Республики Казахстан в современных условиях
Кроме того, многие собственники, видимо, не хотят попасть под жесткие требования национального регулятора по консолидированному надзору. Свою роль играет и запрет государственным чиновникам владеть собственностью.
О динамике развития банковского сектора нагляднее всего говорят цифры: за минувший год его совокупные активы выросли на 68%, а сумма совокупных обязательств - на 68,6%. Совокупный чистый доход увеличился за год на 131%.
Однако аналитики отмечают тенденцию «ухудшения качества кредитного портфеля при агрессивном росте», объясняя ее ужесточением как конкуренции, так и регуляторных требований к классификации активов. Кроме того, столь серьезный рост активов заставляет банки наращивать размер собственного капитала - дабы соответствовать требованиям регулятора. Темы роста этого показателя составили за минувший год 69,3%.
Что касается обязательств, то их рост обусловлен в первую очередь приростом клиентских вкладов - в течение года на 59,6%. Любопытно, что доминируют в этом процессе вклады юридических лиц, выросшие на 66,1%, в то время как частные вклады приросли лишь на 33,2%.
Активное развитие розничного бизнеса и усиление конкурентной борьбы вынуждают банки активно расширять свои филиальные сети - сейчас ими располагают 23 банка, причем общее число филиалов к началу нынешнего годы достигло 418, а количество расчётно-кассовых отделов - 1312. Лидируют здесь Народный Банк Казахстана, ТуранАлем, Каспийский и Казкоммерцбанк.
На протяжении последних лет банковский сектор страны находится в состоянии избыточной ликвидности. Объясняется это тем, что банки столь активно заимствуют средства на мировых рынках капитала, что не успевают их освоить. Впрочем, это касается лишь крупных банков, поскольку более мелкие, не имея доступа к международным заимствованиям, как правило, испытывают дефицит долгосрочного фондирования.
Конкурентная борьба идет главным образом на рынках розничных кредитов, кредитования малого и среднего бизнеса, а также в сфере привлечения клиентов на депозитное и расчетно-кассовое обслуживание. В течение прошлого года практически все банки в качестве стратегических целей назвали ритейл, малый и средний бизнес, а кроме того - экспансию на рынки стран СНГ.
Одной из тенденций последнего времени можно назвать выравнивание ставок по депозитам физических и юридических лиц. Население республики невелико, так что рассчитывать на частные вклады как на основной источник привлечения средств не приходится, гораздо лучшие перспективы - в корпоративной сфере. Что касается размещения средств, то и здесь есть свои проблемы, особенно в области розничного кредитования. Например, большинство банков, начавших было выдавать эспресс-кредиты, вынуждены были вскоре свернуть эти программы, так как даже 30-процентные ставки не покрывали убытков от невозврата ссуд.
Основные причины экспансии казахстанских банков в СНГ - растущая конкуренция на местном рынке плюс развитость банковского сектора и экономики страны в целом. Иными словами, банкам Казахстана стало тесно в родных пределах, и их взгляды устремились на соседние рынки. Особенно привлекают их те, где доходность выше казахстанской и где есть возможность внедрять продукты, уже прошедшие апробацию дома.
Некоторые воспользовались самым простым способом вхождения на иностранный рынок, купив местный банк. Особого внимания заслуживает стратегия ТуранАлема, заявившего об амбициозных планах создания самого крупного на территории СНГ банка с присутствием во всех странах содружества. Уже сегодня он имеет «дочек» в Армении, Белоруссии, Грузии, России и на Украине.
Весьма перспективное и активно развивающееся направление казахстанских банков - привлечение денег на международных рынках с использованием таких инструментов, как синдицированные займы и выпуск еврооблигаций. О масштабах этой деятельности свидетельствует хотя бы одна цифра: на сегодняшний день банки страны привлекли в виде еврооблигационных займов около 20% совокупных обязательств банковского сектора.
Другие статьи
Сущность и содержание коммерческой деятельности организации, основные направления ее совершенствования
специалист
В
условиях развития рыночных отношений перед производственной организацией встают
проблемы обеспечения подлежащей конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.
Для этого необходимо знать, как работать с потребителями, оценивать сильные и
слабые стороны коммерческой деятел ...